
Или почему не
Распад СССР - это когда пятнадцать республик в какой-то момент решили, что общее единое государство им больше не нужно и что они хотят теперь существовать отдельно друг от друга под разными флагами, с разными валютами, собственными армиями и погранпереходами на месте прежних административных границ. Что в этом катастрофического? Вообще-то ничего.
Катастрофический смысл 1991 года состоит, конечно, совсем не в том, что Ташкент, Баку и Киев приобрели такой же столичный статус, как Москва. Единственное историческое последствие 1991 года, которое без натяжки можно назвать катастрофой, еще тогда же, в девяностые, в "России в обвале" и отчасти в "Как нам обустроить Россию" сформулировал Солженицын, назвавший русских крупнейшим в мире разделенным народом.
В Советском Союзе границы расселения русских никогда не совпадали с границами РСФСР. Несмотря на все кампании по "коренизации" и "борьбе с великодержавным шовинизмом", в крупнейших союзных республиках на протяжении всех семидесяти советских лет существовали полностью русские анклавы - области, города, районы. Десятки миллионов людей поколениями жили на своей земле, оставаясь при этом гражданами той страны, столицей которой была Москва, а государственным языком - русский.
( Read more... )