Популистская волна
20 Dec 2016 01:39![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Или время демагогов
В классическом понимании популизм - это политическая позиция, или просто политическая риторика, апеллирующая к интересам народных масс в противовес интересам элит. Популисты говорят то, что хотят услышать массы, не опираясь ни на политическую традицию, ни на реальность своих обещаний. Прежде всего это люди, громко говорящие в том числе и о проблемах, находившихся долгие годы в серой зоне традиционной политики.
Системные политики предпочитали не говорить о целых пластах проблем, интересующих общество. Потому что темы эти сложны, очевидных решений не существует, а любые возможные шаги болезненны, они неизбежно вызовут рост напряжения и конфликты. А в результате популисты всех мастей - и правые, и левые - завоёвывают сердца простых людей по всему миру.
Какие популисты станут популярны на той или иной территории, определяет, пожалуй, в большей степени её политическая история. То есть для традиционно левых стран вроде средиземноморских и латиноамериканских - популизм будет, прежде всего, левый, для англосаксонских и германских - правый. В практическом же смысле это деление не имеет никакого значения. Левые уже давно перестали быть левыми, а правые - правыми.
Основным различием правого и левого популизма является образ врага. Враг правого популизма: эмигрант, чужой, другой. Враг левого популизма - мир капитала, олигархия, банки. Но и те, и другие сходятся в одном: чиновники продались и не представляют общество. Традиционно считается, что популизм - это лишь один из ответов на ощущение угрозы культуре и идентичности. То есть люди стали ощущать, что их укладу жизни, традиционным взглядам и ценностям что-то угрожает.
Дети уткнулись в компьютеры, а не ходят на танцы как раньше. В любимом пабе за стойку встал пакистанец, которого нанять дешевле. Уютные парки полны какими-то смуглокожими мигрантами. Да ещё вдобавок выгоняют с работы, потому что все производство перенесли в Китай. Отсюда пристальное внимание популистов к проблемам иммиграции и критика глобализма/мультикультурализма.
Впервые после Второй мировой войны новое поколение на Западе живет хуже, чем предыдущее. И нет никаких предпосылок и ожиданий, что следующее поколение будет жить лучше. В таких условиях проповедь, посвященная так называемым roots - жизни у корней, по традиции, как привыкли поколения предков, - становится необыкновенно эффективной.
Второй причиной популярности популизма являются сильные антиэлитные настроения. Избиратели не любят истеблишмент и готовы голосовать против него. Политика превратилась в закрытый клуб, куда пускают только по спискам. А помогает этому вымыванию настоящей политики из политического процесса еще одна важнейшая предпосылка возникновения популизма - политкорректность. Яркий, образный, иногда вызывающий язык политиков еще недавнего прошлого сегодня сложно представим. Черчилль, Ленин, де Голль сегодня бы не вылезали из судебных процессов за оскорбление всех и вся.
Ну и наконец, люди просто устали от тотального государственного контроля с одной стороны и тотальной безответственности власти с другой. Правительство постоянно обещает позаботиться об электорате, сделать его жизнь всё более лучше, пристально следит за его настроениями и действиями. Но в то же время жизнь каждого конкретного человека остаётся неизменной или меняется к худшему. При этом того не скажи, этого не сделай, налоги растут.
Это рождает кризис восприятия самой политики - от моего голоса ничего не зависит. Политика превратилась в сплошную технологию: приятно выглядящие и хорошо одетые мужчины и женщины средних лет собираются и проводят одним им понятные ритуалы - выступают с заявлениями о государстве всеобщего благоденствия и мире во всем мире. Со стороны для непосвящённого человека всё это выглядит как какое-то невнятное бормотание. А популисты предлагают яркие идеи, способные увлечь людей, они возвращают их в пространство борьбы, надежды на какие-то значимые изменения.
Россияне, а точнее российские СМИ, то и дело находят среди западных популистов новых друзей. Они желанные гости на различных мероприятиях, востребованные комментаторы в телерепортажах, особые выразители альтернативных точек зрения в многочисленных ток-шоу. Но популисты видят в России и Путине врага своих врагов, а вовсе не друга. Если популисты придут к власти, они, скорее всего, не будут проводить пророссийскую политику.
Надежда на то, что вот придет друг Трамп или подруга Ле Пен и жизнь у нас в России наладится - это инфантилизм. Вечная российская надежда на то, что наше бытие может чудесным образом поменяться вследствие усилий других людей. Главная проблема популизма - он ничего не меняет. Он только говорит, что нужно всё поменять. Приходя к власти, популисты подхватывают упавшее знамя истеблишмента и продолжают нести его с гордо поднятой головой. Действуя при этом куда циничнее и грубее, чем их предшественники. Популизм - это встряска, а не кардинальное изменение ландшафта.
В будущем популизм ждут две вещи. Во-первых, тотальное разочарование избирателей, которые не дождутся обещанного. А во-вторых, перехват инициативы системными политиками. Они уже сейчас берут на вооружение всё то, чем пользуются популисты.