nastalgya: (Default)
[personal profile] nastalgya


И церковь

Совсем недавно в России было модно говорить о клерикализации общества - политическое похолодание 2012 года и сформулированный Владимиром Путиным запрос на "духовные скрепы" неминуемо должен был привести к росту влияния церкви. Но, видимо, это тот самый важный диалектический закон, о котором почему-то все всегда забывают.

Одностороннего влияния не бывает в принципе, любое влияние взаимно. Сделавшись влиятельной общественной силой государственного масштаба, церковь столкнулась с риском самой превратиться в государственную корпорацию или министерство. Все ждали клерикализации общества, а получили огосударствление церкви.

Сегодняшняя Россия очень похожа на корпоративистские государства Европы начала и середины XX века. Во главе стоит вождь, а все сферы общественной жизни монополизированы и возглавляются вождями поменьше от Сергея Шойгу до Игоря Сечина. Церковь стала просто одной из таких корпораций. И патриарх, если рассматривать его в контексте общероссийской, а не церковной системы - просто один из корпоративных вождей. Трудно найти в церковной практике сегодня что-то, что позволяло бы считать ее независимым или хотя бы отдельно стоящим институтом - нет, это именно часть системы

Невозможно представить себе патриарха выступающим против российской политики в Сирии или на Украине. Или возвышающим свой голос в защиту очередной жертвы полицейского или судебного произвола. Нет, подобное фрондерство противоречит корпоративным правилам, и оно полностью исключено. Даже одиозный спикер РПЦ отец Всеволод Чаплин, в какой-то момент начавший вести себя так, будто у него есть право на собственное, пусть и лоялистское, мнение, оказался за бортом РПЦ. Корпоративный дух против святого духа - кто сильнее? Вопрос риторический.

Молодежные форумы, социальные сети и рукопожатия с роботами - церковь делает многое, чтобы производить самое современное и прогрессивное впечатление, привлекая к себе внимание невоцерковленной и скептически настроенной аудитории. Но маркетинг может быть успешен только в том случае, когда маркетологам есть что продавать. А в этом смысле ведомство патриарха Кирилла давно выглядит неубедительно. О духовности лучше расскажет Владимир Путин, о роботах - Дмитрий Медведев, о подвигах в кино - Владимир Мединский, о роли женщины в обществе - Елена Мизулина.

В этой компании патриарх вряд ли может претендовать на какую-то особую роль. В конце концов, он не Рамзан Кадыров, и собственного ресурса, с которым должен бы был считаться Кремль, у него нет. Смыслы и идеи в корпоративной иерархии производятся в централизованном порядке, и права на самодеятельность ни у кого нет, даже если руководитель одной из корпораций одет не в цивильный костюм.

Это хорошая новость для тех, кто опасался клерикализации России и превращения ее в православный Иран - нет, духовное лидерство в российском государстве монополизировано Кремлем, и церковь не может выйти за пределы отведенной ей резонерской роли.
(will be screened)
(will be screened if not validated)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org

February 2018

S M T W T F S
     12 3
45 678910
11121314 151617
18192021222324
25262728   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags