Ордынское "проклятие"
2 Jul 2016 01:23![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Или истоки и корни русского мира
Сложилась мощная историософская традиция выводить отечественный тоталитарный деспотизм из периода ордынского ига. Спор о причинах русского деспотизма более важен, чем дискуссии вокруг да около нормандской теории. Какие же два основных фактора формируют идеологический ландшафт Средневековья? Церковь, монастыри, ставшие фабриками смыслов, и рыцарская традиция, ведущая свою основу из варварской военной демократии.
А теперь скажите, на что именно из этого набора покушаются ордынцы, установив иго? С монастырей - пылинки сдувают: веротерпимость - сплошная. На рыцарственные обычаи и прочие пережитки военной демократии тоже никто не покушается. Ордынцы - свободные общинники, имеющие право на стальное оружие. Воины - выбирают хана. Воины влившихся в Орду племён и народов - получают равноправие с коренными.
Воины княжеских дружин вправе пользоваться теми же вольностями и привилегиями, что и раньше. Тот факт, что их князь присягнул хану ничего в этом не меняет. Точнее, не должно менять, как не меняло личного положение немецкого барона и французского маркиза присягание их графа-герцога австрийскому императору, прусскому курфюрсту или французскому или британскому королю.
Разумеется, из-за ига обрезаны культурные контакты с Западом и на Русь переводы константиновых дикреталиев, из каковых якобы вышло всё западноевропейское право, не попадают. Но ведь это Киеву обрезаны контакты с Краковом, а члены Ганзы Новгород Великий и Псков ничем не ограничены - плавай в Ригу, Данциг, Гамбург и Любек. Хоть до матушки до Темзы доплывай, хоть до батюшки до Копенгагена. Контакты с Константиновым градом также открыты. Так что византийской культурной подпитки никакое иго не перекрывало.
Итак, подведём итоги негативного воздействия Орды на Русь:
- лишение урбанизированной Руси такого важного источника твёрдой иностранной валюты как продажа соплеменников в рабство в Византию - в основном через Крым;
- обрыв возможностей для духовенства и аристократии юго-западной части Руси контактировать с интеллектуальными центрами Западной Европы (новгородским садко только и было дело по всяким гейдельбергам шляться и чад своих на одну университетскую скамью со всякими голоштанными гильденкранцами усаживать);
- освобождение князей от необходимости зависеть от черни (включая купеческую олигархию, духовенство и дружинную старшИну) при занятии престола - через получение ханского ярлыка. Частичное перемещение борьбы за власть с честных феодальных сражений в кулуары ханской ставки, что требовало от князей уже совсем иных личных качеств.
Что же из перечисленного могло привести к формированию деспотических традиций самодержавия?
Византийская духовная традиция, которой не было в Западной Европе. Только всепроникающее влияние церкви могло насадить византийские представления о терпимости и человеческом достоинстве. И на этот цивилизационный скелет очень удачно наросло мясо - подавленные ордынскими саблями городские (коммунарные) революции, которые почти везде побеждали в Западной Европе.
А в русской истории остались как (повсеместно подавленные) восстания горожан против ордынских баскаков и князей. И интенсивное пополнение русской элиты христианскими ордынскими родами, принёсшими к княжеским дворам навыки раболепия ханской ставки. Вот, собственно и весь вклад Орды в складывание тоталитарных замашек Московии. Остальное - от Константинополя. И по единственному каналу культурной ретрансляции - через церковь.
Необходимо отметить, что русская аристократия могла парировать зловредное влияние ордынцев на общество. Князья могли сохранить в городах вполне лояльные магистраты из купеческой и цеховой старшИны. Могущественная церковь могла бы очень ясно дать понять князьям и боярам, включая свежеиспечённых, что не годится православным копировать на Святой Руси ухватки Сарая. Что у нас тут Крещенный мир.
Но ничего этого не сделала. Поэтому ордынское влияние было отнюдь не источником деспотизации системы власти русского Средневековья, но лишь его очень удобным орудием - в руках князей, бояр, епископов и настоятелей монастырей.