nastalgya: (Default)
[personal profile] nastalgya


Или отбой путинскому режиму

Когда-то президент России Владимир Путин казался непобедимым. Сейчас он, как и его режим, выглядит обессиленным, запутавшимся и доведенным до отчаяния. Комментаторы, как российские, так и западные, все чаще говорят о том, что Россия, возможно, уже на грани глубокой нестабильности, возможно, даже коллапса.

В этом изменении восприятия нет ничего удивительного. Год назад Россия была в эйфории после аннексии Крыма и агрессии в Донбассе. Экономика, хотя и переживавшая стагнацию, казалась стабильной. Путин побеждал западных политиков и российских оппонентов за явным преимуществом. Его популярность взлетела до небес. Сейчас из всего этого осталась только популярность, все остальное повернулось к худшему.

Крым и Донбасс оказались экономическими черными дырами, в которые утекают российские ресурсы. Цены на энергоносители обрушились, и в России началась экономическая рецессия. Экономические санкции Путина против Украины, Турции и Запада лишь еще сильнее повредили российской экономике. Тем временем российская интервенция в Сирии вот-вот увязнет в трясине. Страна переживает три кризиса, вызванных правлением Путина, и внешнеполитические авантюры в Украине и Сирии только обостряют их.

Во-первых, российская экономика в свободном падении. То, что цены на нефть и газ вряд ли существенно поднимутся в обозримом будущем, плохо. Но намного хуже то, что зависимая от энергоносителей экономика России, нереформированная, неконкурентоспособная и немодернизированная, останется такой, пока остается машиной, приносящей богатство российской политической элите.

Во-вторых, путинская политическая система переживает дезинтеграцию. Его фирменная авторитарная централизация была предназначена для создания сильной вертикали власти, которая наведет порядок в административном аппарате, избавит его от коррупции и подчинит региональные элиты, как русские, так и нерусские, воле Москвы. Вместо этого сверхцентрализация дала противоположный эффект - бюрократия фрагментирована, а региональные элиты все больше выходят из-под контроля. Самый яркий пример - Рамзан Кадыров.

В-третьих, сам Путин, на котором держится вся российская система, похоже, уже пережил свои годы расцвета. После катастрофического решения помешать Украине подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом в 2013 году он делал одну стратегическую ошибку за другой. Его некогда привлекательный образ мачо стерся, а недавние попытки поддержать культ его личности публикацией сборника цитат и календаря с его портретами выглядят смешно и безнадежно.

Проблема для Путина (и для России) в том, что политико-экономическая система устойчива к переменам. Такая дисфункциональная экономика, как в России, может держаться только при условии, что ее контролирует каста бюрократов, ставящая свои собственные интересы выше интересов страны. В свою очередь, в центре глубоко коррумпированной авторитарной системы необходим диктатор для координации и баланса интересов и аппетитов элиты.

Инновационное решение Путина заключалось в том, чтобы превратить себя в культовую фигуру, легитимность которой основана на молодости и энергии, кажущимися вечными. В результате Россия оказалась между Сциллой системного распада и Харибдой системного застоя. В таких условиях Путин все больше будет опираться на русский шовинизм, империализм и этноцентризм для поддержания своей легитимности.

Поскольку ни одна из проблем не будет решена в обозримом будущем, Россия вступает в долгие времена бед, последствия которых могут варьироваться от волнений и беспорядков до смены режима и даже коллапса государства. Было бы безрассудно предсказывать будущее России, но очевидно, что чем дольше Путин будет оставаться у власти, тем хуже будут обстоять дела для страны. Путин, который претендовал на роль спасителя России, стал ее злейшим врагом.

Некоторые аналитики отрицают возможность масштабной дестабилизации в России на том основании, что оппозиция слаба, ее лидерам недостает харизмы, а популярность Путина высока. Но эти факторы не так важны, как кажется. Большинство революций стали результатом глубокого структурного кризиса, и лишь немногие сделаны самозваными революционерами. Харизматичные лидеры так же часто появляются в процессе системной дестабилизации, как и перед ней.

По мере роста инфляции и безработицы и падения стандартов жизни будет расти неудовлетворенность среди рабочих, усилится волнение в обществе. Политические и экономические элиты также будут все более недовольны углублением трех кризисов. Их статус и богатство будут все более уязвимы, и будет расти их готовность поддерживать альтернативы Путину и его режиму. Городские интеллектуалы, студенты и профессионалы подобным же образом восстановят свой протестный потенциал и обеспечат интеллектуальную поддержку силам дестабилизации.

При росте системного хаоса и застое среди элиты патриотически настроенные элементы внутри силовых органов (армия, полиция и спецслужбы) будут искать альтернативы Путину и его разрушительной системе правления. А солдаты и наемники, сейчас сражающиеся в Украине и Сирии, могут вернуться домой и способствовать распространению радикальных взглядов по всей стране. 21 нерусская республика в составе России будет отстаивать свою самостоятельность.

Ставка на вооруженные силы может оказаться опасной. Начнем с того, что они могут отказаться подавлять протест, если протестующих будет слишком много. В провинции высока популярность Путина и сложнее организовать массовый протест, но такой сценарий очень вероятен в Москве, где в 2011-12 годах уже проходили массовые демонстрации. А также в нерусских регионах, таких, как Татарстан, Башкортостан, Якутия, Дагестан и Ингушетия, где этническая солидарность может перевесить приказы о силовом подавлении.

Сейчас такая революция выглядит невероятной, но в середине 2004 и в середине 2013 годов никто не мог предсказать Оранжевую революцию и Евромайдан в Украине. Такие революции, как Путин, вероятно, понимает, по природе своей непредсказуемы, поскольку они результат начинающего расти недовольства, гнева, радикализации и надежды. Но все же при деградации политико-экономической системы и ее неспособности к переменам вероятность таких волнений будет увеличиваться с каждым годом.

Очень вероятно, что протесты разгорятся из-за какого-то внезапного, неожиданного события, которое оскорбит людей и заставит их выйти на улицы. Такой шок может случиться от чего угодно - от какой-нибудь постыдной ошибки Путина, показанной по телевидению, до жестокости полиции или пожара с человеческими жертвами. Никто не может предсказать такие шоковые реакции, но с распадом системы они становятся более вероятными.

Другой сценарий - если вооруженные силы не смогут помешать противникам режима внутри элиты осуществить дворцовый переворот или провозгласить независимость нерусских регионов. Поэтому нельзя быть уверенным в лояльности или нейтральности российской элиты. Ее представители знают, что все они, подобно Михаилу Ходорковскому, российскому бизнесмену, ставшему оппозиционным деятелем, могут быть наказаны, если переступят черту. Но они знают еще и то, что во времена потрясений они нужны Кремлю так же, если не больше, чем Кремль нужен им.

Что касается нерусских регионов, они объявляли о своем суверенитете каждый раз, когда государство оказывалось в кризисе - во время революции 1917-21 годов, при германской оккупации в 1941-43 годах, во время горбачевской перестройки в 1987-91. Лояльность элиты зависит от способности Путина платить ей. Как политическая и экономическая элита сплотилась вокруг Путина в 1998-2003 годах, так же у нее появится искушение бросить его в грядущие скудные годы.

Третий сценарий - если не удастся подавить протесты, когда оппозиция прибегнет к насилию, а вооруженные силы окажутся слишком слабы, чтобы ответить. Армии, терпевшие поражения в войнах или переживавшие унижение на поле боя, склонны проявлять такую слабость. Российская армия сейчас участвует в двух войнах - в Украине и Сирии. Возможно, на горизонте и другие вторжения, например, в страны Балтии или Центральной Азии.

Рано или поздно униженные или побежденные российские солдаты и наемники вернутся домой, и их гнев будет, скорее всего, направлен против режима, пославшего их на проигрышу войну. Полиция и внутренние войска вряд ли станут проявлять жестокость по отношению к протестующим солдатам. Все осложняется растущей вероятностью возобновления терактов в России.

Чечня может с легкостью взорваться, если Кадыров будет смещен в результате местного дворцового переворота или же убит российскими спецслужбами, которые, как известно, его ненавидят. Значительная часть Северного Кавказа уже в состоянии наполовину открытого бунта. Российская авантюра в Сирии и открытое вступление в антисуннитский альянс может не только обострить отношения с российскими суннитами, но и спровоцировать ИГИЛ на террористические атаки в России.

Серия терактов, случившаяся в России в начале путинского правления, показала, насколько уязвима Россия к насилию. Невозможно предсказать, когда разразятся вооруженные действия против режима, но вероятность того, что это случится, будет увеличиваться по мере распада политико-экономической системы, роста массовых волнений и недовольства внутри элиты.

Россия на грани идеального шторма, одновременно действуют несколько дестабилизирующих сил. В таких условиях массовые волнения в высшей степени вероятны. Революции, дворцовые перевороты и насилие становятся все более возможными. Результатом может быть коллапс режима или распад государства. Каким бы ни был сценарий, Путин вряд ли выживет.

Рано или поздно смутное время в России закончится. Когда уляжется пыль, уменьшившаяся более слабая Россия вместе с рядом нерусских регионов, превратившихся в новые независимые государства, возможно, будут способствовать созданию более стабильного мира, как минимум уже потому, что путинская Россия - большая угроза для мира во всем мире - перестанет существовать, а новая Россия, возможно, наконец расстанется с имперской мечтой, которая позволила Путину прийти к власти.
(will be screened)
(will be screened if not validated)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org

February 2018

S M T W T F S
     12 3
45 678910
11121314 151617
18192021222324
25262728   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags