![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Или ода рабству и оковы свободы ))
Здесь хотелось бы отойти от хазарской темы и затронуть тему рабства. И попробовать поставить провокационный и, на первый взгляд (но только на первый!), невозможный вопрос, а именно: таким ли уж бесспорно отрицательным должно быть отношение к рабовладельческому строю?
Нужно рассмотреть две стороны: нравственную и экономическую. Что касается нравственного аспекта, то тут всё ясно: рабство это лишь уничижительный ярлык, такой же, как шпионы, например. Всем ясно, что шпионы это плохо, но разведка это хорошо, и разведчики нужны. Точно так же, рабство это то, что у врагов, а у нас должно быть не рабство, но добрые, почти семейные отношения в рабочем коллективе.
Хозяин и работник не должны быть связаны какими-то нормами в отношении часов и размера оплаты труда. Если нужно, то работник должен потрудиться не восемь, а, допустим, двенадцать часов, а зарплату согласиться получить в уменьшенном размере. Такова может быть объективная необходимость, и нормальный работник это поймёт, а нормальный хозяин сможет объяснить.
Это не рабство, это гибкость и дисциплина, если угодно, командная работа, и именно таков должен быть нравственный образец труда в России. Да, кстати, и эффективность при этом повысится, и мы сможем конкурировать с любыми, даже и с самыми успешными производителями сегодняшнего мира...
Перейдём теперь ко второму, т.е. экономическому аспекту того, что можно было бы назвать неформальным строем. Действительно, кто и когда доказал, что этот строй экономически неэффективен? Антирабовладельческие идеологемы получили хождение в Средиземноморском регионе в первые века нашей эры, когда на арену истории вышли римляне, не имевшие многотысячелетнего опыта управления работниками. Римлян вскоре потеснили германцы, не имевшие не только опыта организации рабочих масс, но и вообще никакого исторического опыта.
Ни германцы, ни римляне просто не умели управлять людьми, а, когда чего-то не умеешь, то всегда есть спасительный выход под названием зелен виноград. Так и родилась всеобщая убеждённость в том, что рабский труд, дескать, неэффективен, потому что раб не заинтересован в результатах своего труда. Христианство, кстати, по отношению к проблеме рабства нейтрально. Я как верующий православный человек, считаю себя рабом Божьим, и слово раб меня отнюдь не отталкивает.
И ратую я за дисциплину и неформальные отношения на работе, не более того. В идеологической борьбе русским, увы, навязали упрощённый выбор: либо рабство, либо - безудержная вольница. Но сколько раз уже говорилось, что свобода - это лишь отрицательная величина! Свобода для чего? Свобода зачем? Главную ценность имеют не отрицательные, а положительные величины, а они достигаются через дисциплину. Сегодня наша культура должна сделать усилие и стряхнуть с себя иудейское наваждение. Погнать в шею всех этих талдычащих о свободах.