Атака клонов
12 Mar 2015 02:40![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Или мы говорим ФСБ или Кадыров, подразумеваем Путин
Тот еще секрет, конечно - мы боимся Кадырова. Это, кстати, важно, что боимся, и об этом чуть ниже. Смело высказываться - это вообще приятно, но тут почему-то чем смелее выводы, тем меньше себе в них нравишься. Потому что чем более прямо ты говоришь на эту тему, тем ближе твоя позиция делается к позиции Федеральной службы безопасности. А по поводу того, что именно она сейчас информационно воюет к кадыровской стороной, консенсус уже сложился.
Итак, к весне 2015 года жизнь поставила перед парадоксальным выводом - за кого быть, за ФСБ или за Кадырова. Впервые борьба с кадыровщиной, ее критика вышла на такой высокий уровень. Раньше только "Спутник и погром" лучших времен да покойный Борис Немцов могли себе позволить сказать что-нибудь обидное о Рамзане Ахматовиче. Теперь это почти открытым текстом (мне понравился термин одного дружественного главреда - "гонка на сливных бачках") говорит наша госбезопасность. Сказав А, надо говорить и Б - если мы в этом конфликте против Кадырова, то мы за госбезопасность.
Когда-то еще получалось удивляться в таких ситуациях (слова "разводка" хочется избегать). Но когда три года жизнь каждый день ставит тебя перед Серьезным Нравственным Выбором, ты уже отключаешь эмоции и отвечаешь на вопросы, как герой остросюжетной телевикторины - быстро и не задумываясь. Болотная или Поклонная? Болотная, дальше. Патриарх Кирилл или Pussy Riot? Pussy Riot, дальше. Геи или взбесившийся принтер? Геи, дальше. АТО или Новороссия? Ну и к следующему вопросу - ФСБ или Кадыров?
Прелесть этой череды вопросов в том, что каждый следующий вопрос не вызывает сомнений относительно предыдущего. Ставки растут, и как-то уже неловко выстраивать по их поводу зловещую теорию, что это они нарочно - ставят вопросы, не имеющие смысла и отвлекающие от чего-то действительно важного.
Я уже как-то говорил, что если через точки невозврата, пройденные за эти три года, получается провести прямую (а это именно прямая, идеальная, ровная), то с этими точками невозврата что-то не так. Наверное, если бы было время, об этом можно было бы как-то обстоятельно подумать. Но времени нет, новый вопрос уже задан - ФСБ или Кадыров?
Нет никаких доказательств, что демонстративная свирепость, которую принято считать главной чертой Рамзана Кадырова, подкреплена чем-то, кроме полномочий, данных ему Путиным. Cреди восьми десятков путинских губернаторов есть один, такой же, как все, губернатор, у которого чуть иначе, чем у его коллег, налажена система пиара. Про любого другого губернатора мы знаем, что у него откат, дом на Лазурном берегу и подтасовки в пользу "Единой России" на выборах всех уровней.
И только про главу одного южного региона вместо привычного набора первичных губернаторских признаков заводится песня о том, что на нем там все по-настоящему держится, и что без него регион немедленно погрузится в пучину большой и кровопролитной войны. Кто это сказал и чем доказал? Да никто и ничем - просто принято так думать. И, кажется, нравится так думать - привыкли.
И чем острее этот вопрос - ФСБ или Кадыров, - тем острее и это ощущение, что на этой привычке кто-то нагло и цинично играет. Зачем? Ну как зачем, три года общество непрерывно поддерживается в тонусе, опробованы и израсходованы все более-менее болезненные темы вплоть до православия, гомосексуализма и Украины. Наверное, пришла очередь чеченского вопроса - он ведь тоже важный, тоже болезненный.
По убийству Немцова "источники Росбалта", то есть кадыровская сторона, настаивает на программе-минимум - эксцесс на уровне лейтенанта Дадаева, частный случай религиозной нетерпимости, ничего особенного. "Источники МК", то есть гэбуха, дают программу-максимум - несостоятельность религиозной версии, слежка еще с сентября, тщательно спланированная операция, большой чеченский косяк. Роль самой гэбухи в обоих случаях подразумевается как пассивная - ничего не знали, сами удивились.
Это самое слабое место их версии - трудно представить, что спецслужбы были не в курсе такой давней операции. Проще поверить, что их пассивная роль для того и была сознательно пассивной, чтобы дать возможность Кадырову так подставиться, и уже после этого за него торжественно взяться. А если так, то это уже как бы не совсем конфликт. Не альянс, но и не конфликт.
Выбирая сейчас между ФСБ и Кадыровым, кого бы мы ни выбрали - по умолчанию принимаем ту логику, которую навязывает власть. Но это им там внутри важно, какие у них между собой конфликты, и кто в этих конфликтах прав - чиновник А или чиновник Б. Для нас и тот, и другой - подчиненные одного и того же Путина. "ФСБ" и "Кадыров" - это псевдонимы Путина. Вопрос "ФСБ или Кадыров" в переводе на человеческий язык звучит - "Путин или Путин". И вот скажите, как может звучать ответ на этот вопрос.